Перейти к содержимому
Главная страница » Blog » Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

  • автор:

Спасо-Преображенский собор


Спасо-Преображенский собор

LOREM CORPORATE CEO

Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur. Excepteur sint occaecat cupidatat non proident, sunt in culpa qui officia deserunt mollit anim id est laborum.

      Benn Marshall

Адрес: г. Переславль-Залесский, Красная площадь, 1 а
«Визит-Центр» музея-заповедника тел./факс: +7 (48535) 2-31-24,  +7 (48535) 3-81-00

web-сайт: http://museumpereslavl.ru
Режим работы: с мая по сентябрь, вт-чт, вс 10:00-18:00 пт, сб 10:00-20:00 пн — выходной
(Закрыт при неблагоприятных погодных условиях (сильный дождь, сырость)


Правила посещения: вход платный, любительская фото- и видеосъемка бесплатные. Профессиональные фото- и видеосъёмка в коммерческих целях — платные, по договору.

Адрес: г. Переславль-Залесский, Красная площадь, 1 а
«Визит-Центр» музея-заповедника тел./факс: +7 (48535) 2-31-24,  +7 (48535) 3-81-00

web-сайт: http://museumpereslavl.ru
Режим работы: с мая по сентябрь, вт-чт, вс 10:00-18:00 пт, сб 10:00-20:00 пн — выходной
(Закрыт при неблагоприятных погодных условиях (сильный дождь, сырость)


Правила посещения: вход платный, любительская фото- и видеосъемка бесплатные. Профессиональные фото- и видеосъёмка в коммерческих целях — платные, по договору.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — древнейший из сохранившихся белокаменных храмов не только города, но и всей Центральной России. Его возведение началось в 1152 году по велению князя Юрия Долгорукого, а завершилось спустя пять лет при его сыне, Андрее Боголюбском. Собор освятили в честь Преображения Господня. Почитание Спаса, наряду с Богородичным культом, было широко распространено в Северо-Восточной Руси и символизировало божественное покровительство княжеской власти.

Изначально храм задумывался как кафедральный собор города-крепости, предназначенный для князя и его дружины, что объясняет его лаконичный и строгий внешний облик с минимальным декором. Несмотря на кажущуюся простоту, с точки зрения истории архитектуры, это сооружение стоит у истоков знаменитого владимиро-суздальского зодчества, которое позднее прославилось своим белокаменным резным убранством.

Собор представляет собой крестово-купольный храм византийской традиции, типичный для XII века. Три его фасада разделены лопатками на прясла, которые венчаются полукруглыми закомарами. С восточной стороны к зданию примыкают три алтарные апсиды. Массивный барабан с луковичной главой венчает сооружение. Изначально глава имела шлемовидную форму, что придавало храму более суровый, воинственный вид. Ажурный барочный крест с епископской митрой на вершине был установлен в середине XVIII века, что указывает на период, когда в соборе служили архиереи.

Внутри, в западной части, расположены хоры — балкон для князя, его семьи и приближенных, который открывается в основное пространство тремя арками. Предполагается, что собор был соединен переходом с княжеским теремом, о чем свидетельствует заложенный дверной проем на северном фасаде.

Стены собора сложены из белого камня (известняка) по технике, которую, как полагают, принесли мастера из Галицко-Волынских земель. Мощные стены, внутри которых между рядами каменной кладки засыпан щебень, залитый известковым раствором, позволили храму пережить столетия, штурмы и пожары. За восемь с половиной веков вокруг собора нарос культурный слой, из-за чего он визуально стал несколько ниже.

К сожалению, первоначальное богатое убранство интерьера почти не сохранилось. Летописи сообщают о великолепных иконах, книгах и произведениях декоративно-прикладного искусства, которые хранились в соборе. Полы были выложены цветными керамическими плитками. От былого великолепия до наших дней дошел знаменитый потир (чаша для причастия) Юрия Долгорукого, ныне хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля. Исследователи считают, что эта ценнейшая работа европейских ювелиров была создана позднее, в конце XII — первой половине XIII века.

Из собора также происходит икона «Преображение» начала XV века, созданная в мастерской Феофана Грека после разорения Переславля войсками ордынского темника Едигея в 1408 году, когда в пожаре погибла первоначальная храмовая икона. Сегодня это произведение находится в собрании Третьяковской галереи.

Фресковая роспись XII века, выполненная византийскими мастерами, была почти полностью утрачена из-за пожаров и позднейших ремонтов. Сохранился лишь небольшой фрагмент с изображением апостола Симона, который экспонируется в Государственном историческом музее в Москве.

В 1960-х годах реставраторы воссоздали первоначальный интерьер собора. Единственным более поздним элементом является алтарная преграда из итальянского мрамора, выполненная в конце XIX века по проекту архитектора В.В. Суслова.

В прошлом собор служил княжеской усыпальницей; здесь покоятся сын Александра Невского — князь Дмитрий Александрович, а также последний удельный князь Переславля Иван Дмитриевич.

До 1923 года храм был главным городским собором, где службы проводились только в летнее время, так как он никогда не отапливался. В настоящее время собор является филиалом Переславского музея-заповедника и открыт для посетителей с мая по сентябрь.